«Математический сундучок»
В наше время обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Не стоит забывать, что основное усилие должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Игра - это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с ребенком.
Все занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Чтобы познакомить педагогов и родителей с играми, которые можно использовать как в детском саду, так и дома, я смастерила «математический сундучок», в который собрала разные математические игры на счёт, смекалку, сообразительность, внимательность.
Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Рыбалка»
Цель: закрепление умений совершать арифметические действия в пределах 10.
Задачи:
1) Тренировать детей в решении примеров в пределах 10;
2) Закреплять знания о составе числа;
3) Совершенствовать навыки счета в решении примеров;
4) Учить пользоваться математическими знаками;
5) Развивать математическую память и логическое мышление;
6) Способствовать развитию речи детей при ответе полным предложением;
7) Развивать усидчивость, желание довести начатое дело до конца.
Оборудование: ведра с цифрами от 1 до 10, рыбки с примерами
Ход игры
На столе выставляются ведра с цифрами от 1 до 10. Перед детьми выкладываются рыбки с примерами. Детям предлагается следующая инструкция: «Представим, что вы рыбаки. Давайте ловить рыбу. Кто поймает, положит ее в то ведро, на котором изображена цифра, получившаяся при решении примера на вашей рыбке. Будьте внимательны». Просим, чтобы дети полностью проговаривали пример и называли ответ.
Данная дидактическая игра может быть использована на занятиях по математике в старшей и подготовительной группах, а также в индивидуальной и подгрупповой работе.
Дидактическая игра «Собери грибочки»
Игра состоит из 10 шляпок и ножек мухоморов (на ножках грибов цифры от 1 до 10), фишек, карточек с цифрами от 1 до 10 и знаками +,-.
Цель: развитие у детей логического мышления, внимания и обучение счётной деятельности.
Варианты использования дидактической игры «Собери грибочки»:
№1 «Собери мухомор».
Задачи: стимулировать развитие мышления детей через активизацию счётной деятельности. Развивать мелкую моторику. Продолжать учить соотносить цифру с числом (количеством).
Ход игры. Ребёнку необходимо правильно собрать мухоморы, т. е. добавить на шляпку гриба фишки (точки, в соответствии с цифрой изображенной на ножке гриба. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпке совпадает с цифрой на ножке.
№2 «Реши задачку»
Задачи: способствовать развитию у детей аналитико-синтезирующей мыслительной деятельности путём решения арифметических задач. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10. Совершенствовать знания о составе изученных чисел.
Ход игры. Ребёнку необходимо правильно собрать мухоморы, т. е. подобрать к шляпке гриба пример с ответом в соответствии цифры на ножке гриба. Задание считается правильно выполненным, если правильно решён арифметический пример.
№3 «Равно — неравно».
Задачи: развивать мышление детей путём установления равенств и неравенств.
Ход игры. Воспитатель хаотично расставляет фишки к шляпкам мухомора. Зачастую цифры на ножках не совпадают с количеством точек на шляпках. Ребёнку необходимо добиться совпадения цифры и количества точек. Для этого он убирает лишние точки на шляпке, а недостающие точки добавляет. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпке совпадёт с цифрой на ножке.
№4 «Составь число».
Задачи: закреплять представления о составе чисел из двух меньших чисел в пределах 10.
Ход игры. Ребёнку необходимо правильно собрать мухоморы, т. е. подобрать на шляпку мухомора числа, чтоб в сумме получилось число, которое изображено на ножке гриба. Задание считается правильно выполненным, если сумма двух чисел на шляпке совпадёт с цифрой на ножке.
Примечание: к игре можно приобщить несколько детей.
Дидактическая игра «Состав числа»
Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Задачи:
Формировать представления о составе чисел из двух меньших чисел (в пределах 10);
Развивать умения устанавливать связи и отношения между смежными числами (в пределах 10);
Воспитывать интерес к содержанию и процессу познания, эмоциональное отношение к нему, культуру рассуждений.
С помощью данной игры у детей развиваются умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать.
Дидактический материал: панно из фетра в виде домика, на крыше которого указана цифра. На каждом этаже домика расположено квадрата-окна с липучками. Карточки-окошки с цифрами от 1 до 9.
Игровые правила: подобрать карточки – окошки с цифрой в пустое окошко, чтобы получилось в сумме указанное число на крыше домика.
Игровые действия: воспитанники подбирают карточки-окошки с необходимой цифрой, чтобы составить из двух меньших чисел большее.
Ход игры: воспитатель дошкольного образования предлагает воспитанникам выбрать домик, на крыше которого написана цифра (общее количество жильцов). Воспитанники подбирают карточки-окошки с цифрами (расселяют жильцов, чтобы получить в сумме число, указанное на крыше домика и объясняют, почему именно эти числа нужно положить в окошки, а не какие-то другие.
С помощь набора цифр можно предложить в игры «Какое число пропущено?», «Назови соседей?»
Дидактическая игра «Поставь правильно знаки»
Развитое логическое мышление любому ребенку открывает двери в мир математики. Он не будет испытывать трудностей при изучении этого предмета в школе, если умеет сравнивать, обобщать, анализировать. Ребенок не должен просто механически заучивать цифры, он должен учиться находить связь между числом и количеством. Легче всего это объяснить при помощи наглядных математических примеров. Чтобы разнообразить процесс обучения, повысить уровень эффективности восприятия и запоминания математических основ, я стараюсь наполнять свои занятия разнообразными дидактическими играми и пособиями, при этом закрепить лексическую тему. Она помогает осуществлять общие программные задачи.
Цель: Формировать представление о количестве предметов. Учить сравнивать группы предметов и пользоваться знаками <;, >, =. Закрепить понятия: равенство, больше, меньше. Развивать мышление.
Материал: карточки с группой предметов, карточки со знаками <;, >, =.
Правила: Игрок получает карточку с изображением групп предметов. Определяет количество в каждой группе и в центре на поле выставляет правильный знак, объясняя своё действие. Выигрывает игрок, который правильно расставил знаки у большинства карточек.
Дидактическая игра «Весёлый счёт»
Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).
Задачи игры:
-развивать представления детей о составе числа;
-закреплять умение соотносить число с цифрой;
-упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
-побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;
-развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения;
-воспитывать интерес к играм математического содержания;
Материал: Понадобятся карточки (серединки цветов) с цифрами от 1 до 10 и лепестки с вариантами примеров.
Описание игры:
Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки
Дидактическая игра «Цифровой конструктор»
Цель: способствовать запоминанию цифр через выкладывание их из отдельных деталей .
Материал: набор цифр разделенных на несколько частей
Ход игры: Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор цифр.
1 вариант: Из частей дети составляют цифры: самостоятельно придуманные, либо по образцу.
2 вариант: Воспитатель составляет неправильную цифру (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная цифра